Как грамотно поменять НПФ?
19.07.2017

- На улице ко мне подошел молодой человек и, представившись сотрудником пенсионного фонда, предложил перевести мои пенсионные накопления в свой негосударственный пенсионный фонд (НПФ), - вспоминает 45-летняя ижевчанка Мария Журавлева. - Меня привлек высокий процент дохода, но я пару лет назад уже меняла НПФ. Молодой человек сказал, что ничего страшного, вновь указал на процент дохода в своем фонде, и я поддалась на уговоры. Мы прошли в офис, который находился поблизости, оформили все документы. А когда мне пришло письмо о смене фонда, увидела, что потеряла часть своего инвестиционного дохода. Как быть, не знаю. Вроде бы и сама виновата, но ведь молодой человек вел меня в заблуждение, промолчав о потерях.

Руководитель группы по взаимодействию со СМИ Отделения ПФР по Удмуртской Республике Елена АнанинаПринципиальная разница

Такие жалобы от жителей республики в Пенсионный фонд поступают довольно часто, а потому мы попросили разъяснить сложившуюся ситуацию. Руководитель группы по взаимодействию со СМИ Отделения ПФР по Удмуртской Республике Елена Ананина рассказала: «Перейти в НПФ вы можете, написав либо «срочное» заявление, либо «досрочное». Разница между ними принципиальная».

«Срочное» заявления Пенсионный фонд России рассмотрит спустя 5 лет после его подачи. К примеру, если вы подали его в 2017 году, то рассмотрено оно будет 1 марта 2022 года. Все ваши пенсионные накопления с учётом инвестиционного дохода за эти 5 лет полностью перейдут в выбранный вами НПФ.

«Досрочное» заявления Пенсионный фонд России рассмотрит спустя год после его подачи. То есть, если оно было подано в 2017 году, то 1 марта 2018-го уже будет рассмотрено. Однако здесь стоит учесть важный нюанс: фонд, от которого вы ушли, весь инвестиционный доход оставит у себя (так как это «срочный» перевод). А если на момент перехода у НПФ была минусовая доходность, то минус вычтется из ваших пенсионных накоплений.

«Как раз об этом – потере инвестдохода при смене фонда чаще 1 раза в 5 лет – агенты НПФ и умалчивают, ведь фонду выгодно как можно быстрее перевести гражданина в свой НПФ, тем самым получив его пенсионные накопления, - сообщила Елена Ананина. – Бывают случаи, когда подписи граждан попросту подделывают, или они переходят в другой НПФ при оформлении страховок, кредитов, открытии счетов в банках. А все потому, что порой граждане даже не смотрят, что именно подписывают. В результате в ПФР постоянно поступают жалобы от них о незаконном переводе из одного фонда в другой».

 

Обратная дорога через суд

Вернуться в старый фонд и вернуть потерянный инвестиционный доход вы сможете только через суд. Для этого придется доказать, что вас ввели в заблуждение или вашу подпись подделали. По решению суда, в течение 30 дней средства должны быть возвращены обратно. За разъяснениями Вы можете обратиться в территориальные отделы ПФР или по телефону «горячей» линии 8 (3412) 400-123.

 

Выбираем фонд

Сейчас в единый реестр НПФ входит 38 фондов, которые имеют право работать с пенсионными накоплениями. Все они прошли жёсткую процедуру отбора на состоятельность со стороны Центробанка.

Если Вы все-таки решили перевести свои накопления в негосударственный пенсионный фонд (НПФ), то сначала изучите рейтинги интересующих вас  фондов, чтобы понять, в какой из них выгоднее и надёжнее вкладываться. Самый высокий рейтинг – А++.

Далее отследите доходность НПФ за последние 10 лет. Обратите внимание на состояние, величину потерь фонда в кризисные 2008, 2011, 2015 годы. Если потери были существенные – то быстро ли  он «восстанавливался» в следующем году после кризиса.

Еще один важный фактор – кто является учредителем НПФ. Посмотрите также общее количество застрахованных лиц и общую сумму пенсионных накоплений.

Не забывайте, при написании заявления лучше выбрать «срочное», чтобы не терять свой инвестиционный доход.

 

Полезно знать

Подать заявление о переводе можно:

1. Через клиентскую службу ПФР или МФЦ. Заявление можно подать как лично, так и через законного представителя.

2. Через интернет. Подать электронное заявление можно через Единый портал госуслуг или Личный кабинет гражданина на сайте ПФР. И в том, и в другом случае электронное заявление должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью.

3. По почте. В этом случае установление личности гражданина и проверка подлинности его подписи осуществляется нотариусом.